А если нет паспорта?

passport_by

Паспорт гражданина того или иного государства, по сути, является одним из самых важных документов, основной целью которого является идентификация личности и удостоверение гражданства его владельца. Однако в последнее время граждане нашей суверенной республики все чаще на обоснованные просьбы предъявления паспорта апеллируют к странному и непонятному тезису о том, что паспорт является сугубо личным документом, что вся содержащаяся в нем информация является строго конфиденциальной и, что его владелец имеет полное право не предъявлять его. Не оспаривая, не осуждая и никоим образом не комментируя позицию данной категории уважаемых граждан, возникает, тем не менее, вполне резонный и уместный вопрос: «Каким образом человек, обратившийся, в частности, за медицинской помощью в учреждение здравоохранения может подтвердить подлинность предоставляемой им личной информации?».

И действительно, каким образом, используя какие средства верификации данных работник медицинского учреждения, регистрирующий факт обращения человека за медицинской помощью, может быть уверен, что вводимые им данные пациента являются подлинными. Как удостовериться, что пациент, например, не имеет преступных намерений, не использует заведомо ложные личные данные, пытаясь, скрыть факт обращения к тому или иному специалисту.

Таким образом, основным тезисом, который мы пытаемся частично рассмотреть в данной статье, является заявление некоторых граждан о том, что любое лицо вправе обратиться за медицинской помощью анонимно с указанием личных данных без предъявления документов, удостоверяющих личность, а значит без права требования сотрудниками медицинского учреждения паспорта у пациентов.

Руководствуясь сугубо законодательством Республики Беларусь, а также здравым смыслом, в целях повышения юридической грамотности и общего уровня осведомленности нашего населения, постараемся относительно-детально рассмотреть данный вопрос.

Институт анонимного обращения граждан за медицинской помощью действительно существует в национальной правовой системе, что подтверждается частью 8 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 г. «О здравоохранении», которая гласит: «медицинская помощь гражданам Республики Беларусь может быть оказана анонимно в порядке и на условиях, определяемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь». И действительно, такой порядок и условия определены Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.07.2012 № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи анонимно и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

Согласно вышеназванной Инструкции медицинская помощь оказывается анонимно в организациях здравоохранения (просим заметить, независимо от форм собственности) в амбулаторных и стационарных условиях, а также на дому без занесения подлинных фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), места жительства (места пребывания) пациента в медицинские документы и включает диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию, профилактику и протезирование. Однако пункт 3 настоящей Инструкции содержит исчерпывающий перечень случаев, когда медицинская помощь может оказываться анонимно, а именно:

1. медико-психологическая и социальная реабилитация лиц с синдромом отрицания пола;

2. психиатрическое обследование лиц, осуществляемое по их желанию, при отсутствии медицинских показаний;

3. применение по желанию лиц методик психотерапии взрослых и семейной психотерапии;

4. психотерапевтическая помощь;

5. наркологическая и токсикологическая помощь;

6. назначение лекарственных средств лицам, признанным больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, страдающим никотиновой, игровой и компьютерной зависимостью, а также в связи с потреблением и вредными последствиями алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ;

7. оказание психиатрической помощи при пограничных формах психических и поведенческих расстройств (заболеваний), за исключением пациентов, за которыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь должно быть установлено диспансерное наблюдение;

8. сексологическая помощь;

9. диагностика и лечение заболеваний с применением нетрадиционных методов;

10. обследование на наличие инфекций, передающихся половым путем;

11. обследование на наличие антител к вирусу иммунодефицита человека;

12. дерматовенерологическая помощь, в том числе лечение инфекций, передающихся половым путем, кроме сифилиса, гонореи, вируса иммунодефицита человека;

13. косметологические услуги.

Также в организациях здравоохранения при оказании медицинской помощи анонимно может осуществляться психологическое консультирование.

Таким образом, мы видим, что национальным законодательством действительно установлены некоторые «послабления» в отношении анонимности, однако следует учитывать, что спектр оказываемых системой отечественного здравоохранения медицинских услуг не ограничивается вышеприведенным списком. А это значит, что за исключением перечисленных ситуаций, во всех случаях сотрудники медицинских учреждений обязаны «идентифицировать» личность, которая обращается за медицинской помощью.

Руководствуясь нормами Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294 (ред. от 26.07.2012) «О документировании населения Республики Беларусь» (вместе с «Положением о документах, удостоверяющих личность», «Положением о документах для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь»), выясняем, что документами, удостоверяющими личность, являются:

1. паспорт гражданина Республики Беларусь;

2. вид на жительство в Республике Беларусь;

3. удостоверение беженца.

Учитывая, что преобладающая часть населения Республики Беларусь, в качестве основного документа, удостоверяющего личность «выбирает» все же паспорт, то разумно предположить, что именно наличие данного документа у пациента в первую очередь вправе требовать сотрудники учреждения здравоохранения при оказании медицинских услуг.

Заслуживающим внимания является тот момент, что пункт 11 Инструкции также определяет, что пациентам, получающим медицинскую помощь анонимно, не выдаются медицинские документы, подтверждающие оказание такой помощи анонимно. Данный нюанс приводит нас к очевидному, но, быть может, неоднозначному для понимания некоторыми гражданами выводу.

Учитывая реалии повседневной действительности, очевидно, что не каждый человек обращаясь за медицинской помощью всегда имеет при себе документы, удостоверяющие личность. К тому же отсутствие данных документов не является исключительным основанием для отказа в оказании медицинской помощи, тем более, если данное обращение пациента носит чрезвычайный характер и при «бюрократической волоките» способно причинить непоправимый вред жизни и здоровью пациента. Однако при отсутствии реальной возможности однозначного установления личности обратившегося за медицинской помощью лица, данное обращение до установления подлинных личных данных заявителя должно считаться анонимным. Это, руководствуясь пунктом 11 Инструкции, приводит нас к выводу о невозможности выдачи любой медицинской документации, прямо или косвенно связывающей указанные пациентом личные данные с самим фактом, особенностями, последствиями, результатами непосредственного обращения за медицинской помощью.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно сделать следующие предельно краткие и доступные для широкого понимания выводы:

1. Паспорт гражданина, действительно, является сокровенным и сугубо личным документом каждого человека;

2. Однако государство отнесло его к категории основных документов, удостоверяющих личность;

3. Что налагает на носителя паспорта, при желании оказания ему полноценного медицинского сервиса, обязанность в некоторых случаях делиться «личной конфиденциальностью», содержащейся в его документах;

4. Это, в частности, касается анонимности медицинского обследования;

5. Когда, в предусмотренных законодательством случаях, действительно не требуется внесения подлинных личных данных в медицинскую документацию;

6. Однако без окончательной идентификации личности все же не позволяет получить пациенту медицинскую документацию, прямо или косвенно связывающую его с фактом, особенностями, последствиями, результатами непосредственного обращения за медицинской помощью.

Автор статьи: Кажина Максим Валерьевич

Комментарии

  1. Здравствуйте Максим Валерьевич.
    Ваша статья по анонимному приёму очень актуальна.
    Замечу, что в постановлении МЗ РБ №111 в п.2 есть фраза: «…..диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию, профилактику, и протезирование». Заметьте ПРОТЕЗИРОВАНИЕ, т.е. п.3 данного постановления можно читать, как дополнительное уточнение пункта 2. В этом случае при работе с пациентами не предъявившими документ, считаю целесообразным чётко выполнить п.11 постановления МЗ РБ №111.
    Предлагаю следующее:
    1. Термины: заключение, выписка, результат анализа должны быть заменены на ПАМЯТКА
    2. Вместо ФИО пишем КОД. Причём заметьте, в качестве кода можно использовать имя которое назвал пациент.

    Пример:
    ПАМЯТКА АНОНИМНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ УРОЛОГА

    КОД: Иванов Иван Иванович «23» октября 2015г.
    Жалобы:
    Анамнез:
    Объективно:
    Диагноз:
    Рекомендовано:

    Врач-уролог:

    А Вы что по этому поводу думаете?

    Зам. директора по лечебной работе филиала ООО «ЛОДЭ» в г.Бресте В.Н. Пансевич

  2. Добрый день!
    Спасибо за Ваш комментарий.
    В Ваших замечаниях есть рациональное зерно.
    Оставьте, пожалуйста, свои контакты и мы сможем более детально все обсудить.

Оставить Коментарий

Имя*

Электронная почта* (никогда не публиковал)

Веб-сайт